«…В результате трехдневных боев фашисты потеряли около полутора тысяч убитыми. Нами захвачено 50 пленных. Бои западнее Рогачева продолжаются. Части Красной Армии теснят противника» (газета «Известия», 16 июня 1941).
16 июля 1941 года в вечерней сводке Совинформбюро прозвучало короткое сообщение: «На Западном направлении наши войска вновь овладели городами Жлобин и Рогачев. На остальных участках фронта идут упорные бои с превосходящими силами противника».
В эти же дни Фельдмаршал Федор фон Бок отметил в своем дневнике: «На южном фланге 2-й армии русские наглеют. Под Рогачевом и Жлобином переходят в наступление».
Командующий группой армий «Центр» настолько привык без особых проблем продвигаться на восток, что ощутимый удар во фланг и тыл его войскам воспринял крайне болезненно. Его подчиненный генерал Гейнц Гудериан даже не удержался от вранья, чтобы как-то оправдаться за поражение.
Из дневника Гейнца Гудериана, командующего 2-й танковой группой: «13 июля начались ожесточенные контратаки русских. С Гомельского направления на правый фланг танковой группы наступало около двадцати дивизий».
На самом деле контрудар под Жлобином и Рогачевом нанесли всего 3 дивизии 63-го стрелкового корпуса генерал-майора Леонида Петровского.
154-я дивизия корпуса овладела Жлобином, а 167-я – Рогачевом. Впервые с начала войны наши войска освободили сразу два города и отбросили врага на 30 километров.
Из письма Леонида Петровского родным от 05.08.1941: «Рогачев и Жлобин занят моими войсками, и за эти победы мне присвоено звание генерал-лейтенанта. Недалеко то время, когда наступит перелом и погоним их, чертей».
4 августа 1941 года Гитлер прилетел в Борисов. На совещании в Староборисовской усадьбе Радзивиллов фюрер принял решение о переходе группы армий «Центр» к обороне и приказал повернуть танковую армию Гудериана с Московского направления на Гомель. Генералы были недовольны.
Чтобы ликвидировать группировку советских войск в районе Гомеля и продолжить наступление на Москву, немцы стянули к месту боев свежие силы пехоты, большое количество танков и самолетов. При этом танкистам Гудериана пришлось отмотать назад на запад почти 400 километров. Серией мощных контратак гитлеровцы вынудили войска генерала Петровского отойти к Жлобину и Рогачеву. До середины августа советские войска удерживали эти города, чем сковали соединения 2-й полевой армии генерала Вейхса и часть сил Гудериана. Это сопротивление почти на месяц задержало наступление немцев на Москву.
13 августа, когда корпус вел бои в окружении, Петровский через делегата связи, прибывшего на самолете, получил приказ о назначении его командующим 21-й армией. Однако он попросил отсрочить вступление в должность до вывода частей корпуса из окружения. Вместо себя генерал Петровский отправил в тыл тяжелораненого красноармейца.
После почти 50-дневных ожесточенных боев 17 августа 1941 юго-восточнее Жлобина при прорыве из окружения Петровский Леонид Григорьевич был смертельно ранен…
Жители Жлобина очень трепетно и с искренней любовью относятся к памяти о командирах и бойцах 63-го стрелкового корпуса. В 1999 году генерал Петровский удостоен звания «Почетный гражданин г. Жлобина», его именем названа одна из центральных улиц города.